Новости

Мотоспорт в современной России и его проблемы

News222

 Современный мотокросс это не только красивое и очень динамичное соревнование, но и шикарное захватывающее зрелище. В отличие от «Формулы -1», где за долю секунды мимо тебя проносится болид, и ты в недоумении сидишь на трибуне в ожидании чего-то еще, мотокросс позволяет наблюдать всю картину борьбы на трассе.

Современные классические трассы создаются таким образом, чтобы можно было наблюдать более 70 – 80 % трека. А суперкросс (стадион-кросс) это когда зритель полностью видит всю картинку соревнований. Именно поэтому в Америке мотокросс по популярности на 3-ем месте после NBA (баскетбол) и профессионального бокса. И в отличие от России, там не надо уговаривать спонсоров, они сами стоят в очереди к спортсменам и организаторам соревнований.

Занятие мотоспортом в жизни каждого молодого человека может сыграть решающую роль в приобретении полезных и нужных навыков, а в дальнейшем и выборе профессии. Не все из занимавшихся мотоспортом в юности остаются в профессиональном спорте, но гарантия того, что навыки и умения, полученные в процессе увлечения техническими видами спорта, помогут найти себя в жизни – 100%.

Это не только уверенность в управлении как мотоциклом, квадроциклом и автомобилем, но и очень важные знания и умения разбираться в технике. В процессе занятий, по собственному опыту знаю, приобретаются навыки и механика и технолога и слесаря и сварщика и токаря. Именно поэтому многие спортсмены-мотогонщики без проблем вписываются в современное социальное общество. Каждый второй владелец или сотрудник автомобильного или мотоциклетного сервиса в детстве и юности занимался авто или мотоспортом.

А сколько «наших» людей в спецслужбах? Многие из них прошли школу мотоспорта или специальную подготовку в центрах контраварийной подготовки, где преподают специалисты высшей категории по авто и мотоспорту, как правило, бывшие спортсмены.

Трудно представить себе сотрудника ФСО, ФСБ и ГАИ без такой подготовки. И невозможно переоценить занятие мотоспортом в подготовке к службе в армии.

Мотоспорт и на дорогах общего пользования играет важную роль. Прививает культуру вождения и умения выйти из аварийной ситуации без последствий. Вряд ли кто из гонщиков после тренировки или соревнований, получив свою долю адреналина на трассе, будет носиться по улицам и дорогам.

В современный мотокросс и квадрокросс родители приводят своих чад уже в 4 – 5 лет от роду, и через несколько лет ребята уверенно чувствуют себя на профессиональных трассах. Основная проблема, что это все достаточно дорого. Не каждый может себе позволить заниматься мотокроссом. Помимо мотоцикла нужна современная экипировка, зап/части, ГСМ и автотранспорт для доставки техники на тренировки и соревнования.

Несмотря на все трудности, массовость ежегодно растет на 15 – 20 %. Количество регулярно занимающихся мотоспортом и имеющих лицензии около - 5 000 человек, а любителей и желающих заниматься еще больше (около - 25 000). При этом Минспорта России, мягко говоря, не жалует технические виды спорта и массовым наш спорт видимо не считает. Сборная команда России постоянно не имеет возможности выехать на Чемпионат мира или Европы из-за отсутствия финансирования.

Наиболее больная проблема это отсутствие настоящих профессиональных трасс. В России всего два – три объекта для мотокросса и квадрокросса, имеющие необходимую профессиональную инфраструктуру и омологацию «FIM» и «FIM-Europe» (международных федераций). И то, - один на Урале, другой - возле Черного моря и у каждого из них есть свои недостатки. В Москве и Московской области, где мотокросс наиболее развит, есть трассы с хорошим рельефом, но нет ни одного спортивного сертифицированного мотоцентра. Гонки приходится отменять из-за отсутствия элементарного полива трассы. Для сравнения в Европе и Америке – их сотни!

В советское время в СССР мотокросс был самым популярным видом мотоспорта, привлекая сотни спортсменов и тысячи зрителей. В новой России появилось больше возможностей, можно пойти в салон и купить спортивный мотоцикл, чего ранее в СССР, просто не было. Но для простого парня или девушки, желающих заниматься мотоспортом - это удовольствие не по карману! Нужен спонсор!

По опыту проведения Чемпионатов мира и Европы в России на таких соревнованиях присутствовало более 35 000 зрителей. Рекорд посещаемости был в девяностых годах на чемпионате мира в г. Волковыске, в Белоруссии – 240 000 зрителей. Мы умеем и можем проводить соревнования самого высокого уровня. Для этого нужно самую малость, выделить участок земли и построить такие трассы (мотоцентры). Для этого подойдет заброшенный карьер, овраг и промзона. Именно та земля, которая не используется в жилищном строительстве и сельхоз назначении.

И начать надо с Московского региона, дабы смыть черное пятно с самого богатого региона России, тем более что построить трассу в сто раз дешевле, чем стадион.

Все мы в детстве смотрели фильм о «Мальчише-Кибальчише». Вот такая же ситуация и в мотокроссе. И спортсмены готовые бороться за призовые места на Чемпионатах мира – есть, тренеры и специалисты, готовые делать проекты и строить трассы – есть, но нет спонсоров и нет инвесторов. Страна – богатеет, олигархов – уже сотни, а мотоспорт на грани выживания! А именно в развитых странах, где интенсивно развиваются технические виды спорта, появляется больше специалистов для продвижения технологий и технического прогресса в целом.

Можно сколь угодно поддерживать и проводить байк-шоу, ссылаясь на патриотизм, и наблюдать как банкиры и коммерсанты на дорогих мотоциклах путешествуют по стране, в то время как нищая сборная команда России по мотокроссу не имеет возможности выступить на международных соревнованиях под флагом России и завоевать медали на Чемпионатах Европы и мира! Но эти пафосные мероприятия ни как не влияют на вовлечение молодежи к здоровому образу жизни и занятием мотоспортом.

Можно покупать иностранные клубы и спортсменов, и потом долго нам рассказывать, как новые технологии клуба и поведение сытых заморских спортсменов повлияют на развитие отечественного спорта. Но для этого достаточно съездить на стажировку, если вы не специалист и перенять опыт. Это намного дешевле!

Патриотизм - это когда ты гордишься своей страной и пытаешься сделать ее лучше!

Вкладываться надо в подрастающее и талантливое поколение Российской молодежи!

 

Президент ННО «Фонд Развития Мотоспорта»,

председатель комиссии по квадрокроссу

Мотоциклетной Федерации России,

Старший тренер сборной команды России _____________ Владимир Гришунькин